если у вас возникли проблемы с основным адресом angraal.com - используем зеркало grail.chudoforum.ru
помощь магистра магии Вултура vulture-henig@mail.ru
 
ФорумПорталКалендарьЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Троица, или Зелёные Святки.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Xab
Кандидат на Отчисление
Кандидат на Отчисление


Мужчина Сообщения : 4039
Опыт : 5741
Дата регистрации : 2013-01-23

СообщениеТема: Троица, или Зелёные Святки.   Пн Июн 20, 2016 2:29 am

Троица, Зелёные Святки — один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (отсюда второе его название — Пятидесятница).
В народной традиции Троицын день включается в цикл связанных между собой праздничных дней, который начинается с четверга седьмой недели после Пасхи, называемого у русских Семиком.


Следующая заметная дата Троицкого цикла — суббота накануне Троицына дня, отмечаемая у восточных славян как один из главных поминальных дней в году (ср. варианты названий — «родительская суббота», «задушная». «троицкие деды»).
Вслед за троицким воскресеньем начиналась Троицкая неделя (или «русальная», «проводная»), в составе которой выделяются две даты: Духов день (понедельник) и четверг, называемый в южнорусских областях и в Полесье — «Навская Троица» (ср. Навь), «Трийца умэрлых», «Сухой день», «Кривой четверг».

Семицко - троицкий цикл праздников особенно широко отмечался у русских.
На Украине и в Белоруссии обрядность этого цикла («Зеленые святки») лишь частично захватывала Троицу, сдвигаясь на Русальную неделю, понедельник Петровского поста и нередко смыкалась с празднованием Ивана Купалы.

Общим стержнем, объединяющим основные семицко - троицкие обряды, были обычаи, связанные с культом растительности: на первом этапе заготавливалась троицкая зелень — срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их на голове на ТРОИЦУ и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород; закапывали молодые деревца во дворе возле дома, под окнами, у входа, по углам дома и т. п.; на заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю эту зелень — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Засохшие остатки троицкой зелени использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т. п.

У русских, кроме того, широко известны (всюду, за исключением севернорусских областей) обряды с растущей и срубленной березкой.

В Семик девушки ходили в лес «завивать» березку (т.е. закручивали ветки на растущей березе в виде венка, перевязывая их лентами) или «заламывать» деревце (т.е. пригибали ветки к земле, переплетая их с травой; заламывали верхушку березы), а в Троицын или Духов день венки на дереве непременно развивали, считая, что в противном случае березка «обидится».
При «завивании» и «развивании» деревца гадали по венкам и цветам, девушки «кумились» друг с другом, водили хороводы, устраивали под березой обрядовую трапезу и т.п. Во многих местах вслед за тем деревце срубали, рядили в девичий наряд или украшали цветами, лентами и ходили с ним по деревне, а затем березу топили в реке или сжигали.

Вторым стержневым моментом троицких обрядов были поминальные обычаи.
На Русском Севере ТРОИЦА и предшествующая суббота считались главными поминальными днями.
Хождение на кладбище в эти дни было там более устойчивой традицией, чем на Пасху.
В южнорусских областях и украинско-белорусском Полесье пятница и суббота перед Троицей («Троицкие деды») отмечались как особый период, когда поминали заложных покойников.
На Черниговщине говорили, что это главные поминальные «деды» в году: «Топлеников, давлеников паминають на Траецкие деды — самые главные».

Связь троицкого периода с обычаями поминовения умерших отмечалась и в памятниках письменности 16—17 вв.
Например, в Стоглаве осуждалось оплакивание покойников на кладбище, когда «в троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем».
Поминальный обычай топить бани для мертвых на ТРОИЦУ упоминается и в исповедных вопросах: «В Великую субботу и в пятдесятную егда памят творим оусопшим, бани не велел ли еси топити?»

С троицкими обычаями поминовения родственников, умерших преждевременной смертью, прямо соотносятся поверья о появлении на земле в этот период русалок — душ умерших детей или девушек, не доживших до вступления в брак. В Полесье считалось обязательным на ТРОИЦУ соблюдать поминальные обычаи в тех семьях, где в недавнее время похоронили незамужних дочерей: в тех домах оставляли на столе на ночь (перед Троицкой субботой или перед Навской Троицей) поминальный ужин; вывешивали на ограду одежду, принадлежавшую умершим.
Кроме того, соблюдали многочисленные запреты шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде, купаться в реке и т.п., что бы не навредить русалкам или не подвергнуться их нападениям.

Обряд завивания венков на березе в Черниговской губ. назывался «встречей русалок».
Представления о том, что такие венки завивались для русалок, были известны и в Смоленской губ.: к «завитой» березе боялись подходить на ТРОИЦУ, опасаясь, что русалки защекочут.
Раскладывая на полу и затыкая в стены дома троицкую зелень, в Полесье объясняли, что это делали, «шчоб тые русалки ходылы, шчоб ноги у их не покололыся» или «шчоб колыхалысь русалки на деревах, на цих гилках (ветках)». На Черниговщине считалось большим грехом не «озеленить» хату на Троицу — в это время души умерших родственников приходят в хату и прячутся в этой зелени. Подобные поверья бытовали в Подмосковье (в селах Дмитровского р-на).

Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался.
В Брестской обл. засохшую зелень убирали из дома через неделю после ТРОИЦЫ, «а то на ней русалка будет сидеть».
В селах Сумской обл. эти поверья связывались с приходом «родичей»: если не убрать троицкую зелень, то в доме якобы остается и плачет «один родич».
О сжигаемой троицкой березке в Гомельской обл. говорили, что это «русалку палять (сжигают)».

Заключительный этап троицких обрядов характеризуется разнообразными формами ритуальных «проводов»: выбрасыванием, уничтожением или сплавлением по воде березки и троицкой зелени; «изгнанием русалки», «вождением» ряженного «Куста» (или Весны, Дремы, Тополи); «проводами» нары ряженных Семиком и Семичихой; «похоронами кукушки» и т. п. Символическими объектами «проводов» оказывались венки, цветочные букеты, ветки, чучела., сделанные из травы и цветов (например, «кукушка»), а нарядом для ряжения участников подобных обрядов служила прежде всего зелень: «русалку» представляла собой девушка, увешанная венками, а «Куст» был полностью закутан в зелень.
©
Вернуться к началу Перейти вниз
Xab
Кандидат на Отчисление
Кандидат на Отчисление


Мужчина Сообщения : 4039
Опыт : 5741
Дата регистрации : 2013-01-23

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Пн Июн 20, 2016 2:30 am

Заговор на удачу в важном деле, в поездках по делам, для устройства на работу на Троицу.

Читать его надо только в благожелательном настроении.
Лучше всего с утра, на зорьке, предварительно "погрев" руки о нее.
"Греть руки" надо на улице (можно на балконе), но никак не через стекло.

"Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь,
взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны.
Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной,
норовом дикий да буйный.
Никто его не седлал, никто на нем не езжал,
стремен-поводьев тот конь не знал.
Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно,
возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь".
Вернуться к началу Перейти вниз
Xab
Кандидат на Отчисление
Кандидат на Отчисление


Мужчина Сообщения : 4039
Опыт : 5741
Дата регистрации : 2013-01-23

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Пн Июн 20, 2016 1:47 pm

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Ярославской губернии называемыми «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками.
Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды.
Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную.
Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты.
Таковы, в сущности, главнейшие специальные обычаи, приспособленные к троицкому празднику и благословленные церковью, выделившею их на этот день из Семика и русальных чествований. Этим объясняется та путаница, которая замечается в различных местностях при установке обрядовых приемов на определенные сроки.
Иные из этих приемов предшествуют, иные совпадают с Троицыным днем (как и указано нами в надлежащих статьях) и даже опережают его все на том же основании, что эти празднества в честь весны находятся в полной зависимости от ее позднего или раннего прихода, хотя бы и по отношении такого рода увеселений, которые представляют собою рели или качели, устраиваемые не для одних малых ребят, а вообще для всей молодежи
В среде последней, в Новгородчине, сохранился, по-видимому, старинный обычай, приноровленный именно к Троицыну дню (точно так же, как и к Масленице) и называемый «трясти порох».
Состоит он в следующем.
Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в «огорыши» (старозаветные «горелки»), кто-нибудь из мужчин схватывает картуз с молодого новожена, трясет им над головой и кричит во все горло и на целое поле:
«Порох на губе, жена мужа не любит».

На этот крик молодуха выделяется из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), становится перед мужем, кланяется ему в пояс, снимает тот картуз, который успевают положить ему на голову в момент ее появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и во все четыре стороны.
При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки.

Молодухи обыкновенно стесняются этим обычаем и говорят:
«Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

© Максимов С.В. "Русские обряды и суеверия".
Вернуться к началу Перейти вниз
Xab
Кандидат на Отчисление
Кандидат на Отчисление


Мужчина Сообщения : 4039
Опыт : 5741
Дата регистрации : 2013-01-23

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Вт Июн 21, 2016 1:02 am

Согласно поверьям, с 20 июня по 7 июля наступают так называемые русалочьи дни – один из лучших периодов для гаданий, которые в это время всегда правдивы.
В древности наши предки почитали землю живым существом, а травам, произраставшим на ней, приписывали особые волшебные свойства, в том числе и способность предсказывать судьбу. Помните, где бы вы ни жили, всегда можно найти подходящие травы и деревья, которые расскажут вам о будущем в эти волшебные дни.

Пожалуй, одним из самых древних и самых распространенных летних гаданий можно назвать гадание на лепестках ромашки.
Кто хоть раз в своей жизни не задавал вопрос: «Любит, не любит?..»
С этими словами отрываются лепестки ромашки и последний становится ответом на заданный вопрос. Этим способом гадают не только на любовь.
Вполне допустимо задавать любой вопрос, на который возможно ответить «да» или «нет».

В старину на Руси ромашки называли пупавками, считалось, что их желтая выступающая сердцевина похожа на пупок.
Само же название «ромашка» появилось на Руси относительно недавно и связано с распространением средневековых медицинских трактатов, в которых этот белый цветок называли «романовой травой» или «романовым цветом».
Согласно народным сказаниям, ромашка – это не что иное, как упавшая с неба звезда.

Гадали на любовь и с помощью зверобоя, который издревле наделялся уникальной магической силой.

Существовал способ, когда из зверобоя плели венок и бросали его на крышу.
Если он скатывался, значит, девушка в этом году выйдет замуж.
Если же оставался на крыше, то сватов ей не видать еще целый год.

Вот еще одно старинное гадание на зверобое: только что сорванный цветок перекручивают с такой силой, чтобы из него выступил сок, по цвету которого судят о чувствах любимого человека (если сок прозрачный – вас не любят, если же он красного цвета, то вы, безусловно, любимы). Вообще, зверобой издревле связывался с любовной магией.
Связана с ним и такая легенда: рядом с Крестом Христа вырос желтый цветок, который, напитавшись Его кровью, получил необыкновенную силу. Поэтому одно из старинных названий зверобоя – «Божья кровь».

Считается, что лекарственные травы, собранные на русальной неделе, не только обладают лечебной силой, но и могут еще предсказывать будущее, отвечать на интересующие человека вопросы. Например, собирали букет из таких трав, и каждый член семьи загадывал свой цветок. Этот букет оставляли на ночь (втыкали между бревнами), а утром смотрели на цветы. Те, у кого они остались свежими, сохранят здоровье и бодрость духа в течение целого года. Поникшие цветы указывали на незначительные недомогания, а вот завядший цветок предупреждал о тяжелой болезни и даже смерти.

Девушки гадали в это время на любовь по обыкновенной траве.
Для этого срывали рядом с домом две травинки, одна из которых должна была быть короче другой: короткая символизировала девушку, а длинная – ее любимого человека.
Такие травинки вставляли в щель потолочной балки, закрепляя их как можно надежнее, чтобы не упали. Когда травинки начинали подсыхать, то они постепенно скручивались, приближаясь или отдаляясь друг от друга. Символика такого гадания чрезвычайно проста.
Если травинка любимого человека отклонялась от травинки девушки, то никаких чувств он к ней не испытывал. Если травинка отклонилась немного, то это сулило кратковременную размолвку, а вот переплетенные вместе, они обещали любовь и согласие.
Кстати, этот способ гадания хорош не только для любовной ворожбы, так вы можете узнать об отношении к себе любого человека, с которым вас связывают дружеские или деловые отношения.

Рассказывая о летних гаданиях, как не вспомнить о знаменитых купальских венках.
Плели их из березовых веток или из четырех трав, символизирующих четыре стороны света: входили в него иван-да-марья, лопух, богородская трава, или, как ее еще называют, чабрец, и медвежье ухо, или коровяк обыкновенный. (Кстати, постарайтесь выбрать самые красивые ветки и травы.)
Такие венки оставляли на ночь во дворе, а утром смотрели: если венок завял, то его обладательнице грозит большая беда, если травы и цветы поникли – незначительные неприятности, а если венок остался свежим, то целый год девушка будет здорова и счастлива.

В купальский венок вставляли горящую свечу и пускали его по воде, при этом громко спрашивая, суждено ли гадающей девушке в этом году выйти замуж.
Если венок тонул, то и любовь скоро должна была угаснуть.
Если венок спокойно плыл по реке, то и любовь обещала быть крепкой, а если он приставал к берегу, то в этом году девушке суждено было выйти замуж. Плохой приметой считался распавшийся венок.
По горящей свече судили о крепости здоровья и продолжительности жизни. Если свеча сразу же потухала, то ее владелицу ожидала серьезная болезнь или даже смерть. Та же, чья свеча горела дольше остальных, должна была надолго сохранить крепкое здоровье и дожить до глубокой старости.

О здоровье не случайно гадали именно на свече, которая с древности воспринималась как символ человеческой жизни. Вспыхнувшая свеча, горящая свеча – это символ зарождения жизни, ее мирного течения, а погасшая свеча означает конец жизненного пути.

Вместо свечей вы можете взять бумажки и написать на них свои желания. Затем сплетите несколько венков, положите на каждый из них по бумажке и пустите их по воде.
Если венок пристанет к берегу, то ваше желание исполнится, если венок далеко уплывет, то задуманное, конечно, сбудется, однако вам придется приложить немало усилий.
Если же венок утонул, то вам лучше отказаться от этого дела, у вас все равно ничего не выйдет, а если вы будете настаивать, то только навредите себе.

Есть еще одно похожее старинное гадание, когда вместо венков из сосновых полешек вырезали небольшие кораблики, ставили в них свечи и ночью пускали по реке.
Закрутившийся в водовороте кораблик сулил неприятности, подплывший к берегу обещал скучную, однообразную жизнь (целый год ничего нового не случится); утонувший кораблик был предзнаменованием тяжелой болезни или даже смерти.
А вот кораблик, доплывший до середины реки, сулил своей владелице удачу.
Естественно, что самой счастливой среди гадающих девушек считалась та, чей кораблик заплыл дальше остальных.
Вернуться к началу Перейти вниз
Ravencrow
Неофит
Неофит


Мужчина Сообщения : 22359
Опыт : 26963
Дата регистрации : 2014-08-23
Возраст : 21
Откуда : angraal.com

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Вт Июн 21, 2016 11:10 pm

К рунике это какое отношение имеет?
Вернуться к началу Перейти вниз
Arcana Lord
Претендент
Претендент


Мужчина Сообщения : 3005
Опыт : 3373
Дата регистрации : 2016-04-12
Возраст : 18
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Ср Июн 22, 2016 1:14 am

Ravencrow раздел не только для руники же What a Face
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/lord.arcana
Ravencrow
Неофит
Неофит


Мужчина Сообщения : 22359
Опыт : 26963
Дата регистрации : 2014-08-23
Возраст : 21
Откуда : angraal.com

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Ср Июн 22, 2016 1:18 am

Такое надо в раздел "Другое" кидать
Вернуться к началу Перейти вниз
Arcana Lord
Претендент
Претендент


Мужчина Сообщения : 3005
Опыт : 3373
Дата регистрации : 2016-04-12
Возраст : 18
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Ср Июн 22, 2016 1:44 am

А "Другое" можно что угодно кинуть, но зачем если можно и в этом разделе? Ясно же, "Руника и Язычество"
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/lord.arcana
Ravencrow
Неофит
Неофит


Мужчина Сообщения : 22359
Опыт : 26963
Дата регистрации : 2014-08-23
Возраст : 21
Откуда : angraal.com

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Чт Июн 23, 2016 12:49 am

Потому что это больше к христианству, чем к язычеству
Вернуться к началу Перейти вниз
Arcana Lord
Претендент
Претендент


Мужчина Сообщения : 3005
Опыт : 3373
Дата регистрации : 2016-04-12
Возраст : 18
Откуда : Украина

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Чт Июн 23, 2016 3:57 am

Цитата :
русалочьи дни
Русалки у христиан? Смешно...
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/lord.arcana
Haissa
Младший Адепт
Младший Адепт


Женщина Сообщения : 8917
Опыт : 11761
Дата регистрации : 2013-12-05
Откуда : angraal.com

СообщениеТема: Re: Троица, или Зелёные Святки.   Чт Июн 23, 2016 9:41 am

Как бы мысль общую можно уловить, но смутно.
Кидая подобное надо не просто скопировать-вставить, а разбирать, приводить примеры, находить доп инфу по теме и вставлять в нужные места, дополнять картину.

Потому что подача только с церковной колокольни типа
Цитата :
Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а в особенности, свою «матушку-церкву»
не есть хорошо.

Для раздела "Руника и Язычество" подошло бы, если бы было больше обоснования и примеров именно языческих моментов. Дополнить надо.
Цитата :
Например, в Стоглаве осуждалось оплакивание покойников на кладбище, когда «в троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем».
Поминальный обычай топить бани для мертвых на ТРОИЦУ упоминается и в исповедных вопросах:
Обрабатывать текст нужно. Зачем капсом "троица" по всему тексту?
Почему, например, осуждалось оплакивание на кладбище? А погуглить, дополнить? К теме же относится.
Оплакивание заменили отпеванием в церкви со всеми ее "обрядами". И так далее. Дополнить и обработать надо.
В христонутых текстах можно найти интересное, но
а) нужно отличать,
б) дополнять и объяснять, а не кидать "как есть".

Например,

на этот текст не агриться нужно из-за того, что там про "господа" (хотя фу, да), а заметить полезное в тексте.
Тем более цитаты из церковных текстов, там вообще лучше полностью приводить и потом уже разбирать.

Подобная тема обширна и найти инфы можно много.

_________________
Veistu, hvé rísta skal? Veistu, hvé ráða skal? Veistu, hvé fáa skal? Veistu, hvé freista skal?
Veistu, hvé biðja skal? Veistu, hvé blóta skal? Veistu, hvé senda skal? Veistu, hvé sóa skal?





Открытый курс для начинающих
Сайты ОГМ и магистра Вултура
Форум помощи магов Энергомир
Раздел помощи ОГМ
Правила диагностик
Как загрузить фотографию
Как пользоваться асей


Вернуться к началу Перейти вниз
 
Троица, или Зелёные Святки.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ФорумМагов-Познание Магии-Орден Грааля Миров(ОГМ) :: Магия. Эзотерика. Оккультизм :: Руника и Язычество-
Перейти: